Поясним, что мы не протестуем против дружеских или любовных и других нормальных привязанностей, которые составляют человеческое счастье. Мы освобождаем индивида только от тех привязанностей, которые причиняют ему страдания, являются основой патологии, мешают ему жить, быть здоровым и создавать удовлетворяющие его отношения с другими людьми. Например, причиной фиксации может быть сильная эмоциональная травма, полученная в результате нападения, насилия и т.д. Негативные эмоции оказываются фиксированными в теле самого индивида, и никакое осознание не помогает от них избавиться, моральное воспитание или отреагирование тоже оказываются неэффективным. Удалось создать некоторые оригинальные приемы, позволяющие освободить страдающего индивида, причем достаточно быстро. Как мы говорим: «Кандалы снимаются прямо сейчас, либо носятся вечно». Фиксация может растаять только в какой-то момент, сразу, если клиент готов от нее отказаться. Все остальное – только подготовка к этому моменту.
Как уже говорилось, психологическая проблема, с которой сталкивается личность, может быть представлена как фиксация индивида на достижении некоторой недостижимой цели. Эта фиксация переживается индивидом как чувство или эмоциональное состояние. Проблема становится проблемой только тогда, когда желание не может быть удовлетворено, но не может исчезнуть. Ребенок может безутешно рыдать, когда его воздушный шарик улетел. Если такое случилось со взрослым человеком, то его желание тоже легко улетучивается вместе с шариком. Взрослый человек перестает продуцировать эмоциональную энергию, направленную на удержание шарика, энергия возвращается назад в его организм, и он успокаивается. Однако, у взрослых людей есть свои желания, которые не “рассасываются” от того, что “шарик” улетел.
Как уже говорилось, желание всегда предстает в форме эмоции или чувства, толкающего к каким-то действиям. Когда человек говорит “я тебя люблю”, это чувство, но оно является реализацией желания. Чувство несет энергию, без чувства или эмоции действие не совершается. Когда эта энергия не реализуется в достижении цели, человек страдает, то есть ощущает получаемый им ущерб от напрасно растрачиваемой энергии, эта энергия начинает нарушать его внутреннюю экологию. Если он не перестает продуцировать чувство, направленное на достижение недостижимого, то страдание становится хроническим.
К этой ситуации необходимо адаптироваться. Индивид создает некоторые приспособления к хроническому страданию, причины которого он уже забывает. Например, пожилой алкоголик пьет и одновременно плачет: «Главная моя проблема в том, что я никому не нужен…» Когда-то он был красивым молодым юношей, талантливым, с «золотыми» руками, с высшим образованием. Сейчас он – «развалина» с разрозненными гнилыми зубами, допившийся до положения грузчика, полный гнева против несправедливой жизни. У него отличная жена и двое замечательных дочерей, которые любят его и заботятся о нем, несмотря на постоянное пьянство и едкий характер. Он из прекрасной семьи, отец и мать доктора наук, но они развелись, когда он был маленьким и поделили двух сыновей. Он остался с мамой, но ей было не до него, она все время была в работе, постоянно ездила на великие стройки, перекрывала Енисей… Он понял, что никому не нужен…
Более всего он хотел соединить свою семью и получить любовь родителей, но это было невозможно. К этому страданию надо было приспособиться, поэтому он все время жалел себя за то, как несправедлива к нему судьба, завистливо глядя на других молодых людей. Когда он жалел себя, то лучшим способом утешения была водка, она позволяла забыть о страдании, отключиться и ощутить теплое состояние любимого ребенка, спящего у материнской груди. Если кто-то спасал его от неприятностей, доводил до дома, раздевал, мыл, ругал, то он ощущал, что все-таки он кому-то нужен. Подспудно он считал родителей виноватыми в его несчастье и в душе наказывал их своими актами падения, одновременно надеясь, что они придут и докажут ему свою любовь. Но они этого не делали, да и не получилось бы…
Алкоголизм породил новые проблемы… Его стали понижать на работе, возникали конфликты в семье. К этому тоже надо было приспосабливаться… Надо было сказать, что все вокруг неправильно, несправедливо, тем более, что шла Перестройка… Надо было снизить свои амбиции, надо было считать себя жертвой несправедливости (а он и так считал себя жертвой). Чтобы при этом повысить свое самоуважение, надо было всех критиковать и поучать. Денег было мало, надо было стать экономным и подозрительным. Надо было спрятать свой внутренний мир от всех, прикрыть свой стыд, поэтому тело было постоянно напряжено, грудь впала. Откровенность он позволял себе только в состоянии опьянения, тогда наружу выходили истинные чувства, но их слышали только случайные люди или друзья алкоголики. И т.д., и т.д.
Если бы он смог увидеть этого маленького несчастного ребенка (самого себя), страдающего от отсутствия любви. Мог щедро дать ему эту любовь, чтобы тот смог простить свою мать и отца, то произошло бы чудо, и вся махина страданий и адаптаций, вместе с ужасным опытом унижений, развалилась бы в одно мгновение, и алкоголь уже не стал бы нужен, стал бы даже отвратителен. Если бы…
Если суметь добраться до исходной причины, породившей клубок проблем и каким-то образом устранить глубинный конфликт, то вся система психологических “наростов” будет устранена. Все патогенные адаптации рассыплются как карточный домик, или как царство Кощея, в момент, когда сказочный герой сломает кончик волшебной иглы. Игла, кстати, очень удачно символизирует тот первичный импульс, который все породил, и был потом успешно запрятан в яйцо, потом в утку, потом в зайца, потом в сундук и т.д.
Можно длительное время бороться с внешними слоями проблемы, но к удивлению терапевта, все достижения вновь и вновь будут исчезать без следа, а старые симптомы, которые являются проявлениями адаптаций, возникать вновь и вновь. Это будет продолжаться до тех пор, пока не совершится ключевое изменение, после чего все симптомы потеряют всякий смысл.
Различных дисфункциональных и даже патологических адаптаций может быть много, практически столько же, сколько описано различных психологических и психических нарушений. С нашей точки зрения даже так называемые «болезни» можно рассматривать как формы адаптации к первичной эмоциональной проблеме. В виду обилия форм адаптации, мы не будем их рассматривать подробно, но некоторые варианты будут представлены. Здесь же мы рассмотрим структуру первичной проблемы, которая приводит к порождению всей системы защит, вытеснений и подавлений, вторичных защит и т.д. Во всех случаях, работа в ЭОТ направлена на то, чтобы вернуть человека к естественности, избавив его от ненужных адаптаций и защит. Только обретя свободу и естественность, человек может решить те задачи, пасуя перед решением которых, он и создает патологические психологические приспособления.
Итак, проблема порождается противоречием между желанием индивида, воплощенном в энергии чувства, и препятствием на пути его удовлетворения. Если преграда является чем-то внешним по отношению к личности и в принципе может быть преодолена, а желание не патологическое, то это проблема объективная. Это может быть социальная, экономическая, научная, политическая и т.д. проблема. Она разрешается внешним и объективным образом, то есть с помощью преодоления препятствия и удовлетворения желания. Для этого иногда надо заработать деньги, иногда что-то изобрести, иногда прибегнуть к дипломатии, обратиться за помощью и т.д.
Проблема становится психологической только тогда, когда причины неудачи кроются в психике самого индивида, то есть и желание и преграда, мешающая достижению цели, тоже имеют психологическую природу. В некоторых случаях преграда может быть реальной, но в принципе непреодолимой, как в том случае, когда хочется «вернуть прошлогодний снег». Это, например, ситуация эмоциональной зависимости при потере любви или смерти близкого человека. Тогда очевидно, что необходимо помочь индивиду избавиться от своего иррационального желания, какой бы трудной эта задача ни казалась.
В первом же случае, когда в роли преграды выступают моральные запреты, предубеждения, комплексы, страхи и т.д., решение может состоять не только в преодолении первичного импульса, но и в освобождении от преграды. Поскольку психологическая преграда может сдерживать первичный импульс только в силу того, что тоже поддерживается определенными хроническими эмоциями, суть работы не меняется – терапевт работает над преодолением эмоциональной фиксации.
Такое проблемное состояние во всех случаях можно назвать тупиковым. Если актуализированные при этом чувства сильны, а выхода нет, происходит ряд нежелательных последствий. Первичной реакцией чаще всего бывает агрессия. Индивид, попавший в подобное положение, пытается разрушить преграду, но может проявить гнев и по отношению к самому себе, к собственному желанию, к объекту своего желания, даже к посторонним лицам. Большинство людей сдерживают свою агрессию, но постоянное сдерживание приводит к новым трудностям и проблемам. Другая форма реакции состоит в том, чтобы подавить или вытеснить собственные чувства, свое желание, свое горе, свой гнев… В третьем случае люди переносят свои чувства на другие объекты, в четвертом начинают избегать любых ситуаций, в которых чувства могут проявиться и т.д.
Применяемые индивидом защиты, помогают ему адаптироваться, но не решают проблемы, а только консервируют ее и создают новые проблемы, искажая его взаимодействие с окружающей действительностью. Ключевым фактором, определяющим степень и характер искажений, является энергетическая мощь запертых чувств и способ адаптации, выбранный индивидом. В ряде случаев этот способ может стать постоянной чертой характера или формой эмоциональных нарушений. Эта же причина вызывает к жизни хронические мышечные напряжения (блоки) и разнообразные психосоматические симптомы.
Чтобы ярче описать наше представление о структуре психологической проблемы, можно использовать следующую метафору. В Индии так ловят обезьян: выдалбливают тыкву, кладут внутрь приманку, оставив маленькую дырочку, обезьяна просовывает в нее лапку, хватает приманку, а вынуть кулачок не может, потому что он шире отверстия. Охотник подходит и спокойно ее ловит, потому что она не догадывается разжать кулачок. Так и люди, они в своем воображении уже схватили приманку, а другой рукой – преграду, и вот они пойманы! Каждый раз следует думать, какую «лапку» клиенту следует разжать. Иногда таких «лапок» может быть много, но исходная проблема все-таки одна, когда она решается, то все остальное происходит само собой, потому что «обезьянка» теперь свободна. Отсюда вывод: основа психического здоровья – внутренняя свобода. Освободившийся от несчастной любви молодой человек может сказать словами веселой песенки: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло!», – он разжал свою «лапку». Тот же, кто не сумел этого сделать, может впасть в депрессию или агрессию: «Так не доставайся ты никому!»
Но эта модель не единственная, существует 5 основных первичных проблемных ситуаций, на данный момент других вариантов не найдено. Все сложные проблемы, имеющие, казалось бы, множество симптомов и причин, на самом деле сводятся к одному исходному фактору.
Исходная психологическая проблема может быть представлена в виде одной из пяти типов первичной структуры проблемы:
а) чувство направлено на достижение цели, цель и преграда могут быть реальными или воображаемыми, цель может быть реально или иллюзорно недостижимой, или запретной;
б) чувство направлено на избавление от нежелательного объекта, объект может быть как реальным, так и воображаемым, а также внешним по отношению к субъекту (например, агрессор), или внутренним (например, неприятные воспоминания); одновременно с отталкиванием, объект может притягиваться с помощью неосознаваемого чувства («невидимой лапки»);
в) к одному и тому же объекту испытываются амбивалентные чувства, преграды нет, но субъект испытывает противоборство сил притяжения и отталкивания;
г) два одинаковых по силе чувства направлены к несовместимым объектам (проблема выбора);
д) субъект стремится избавиться от нежелательного объекта, но это возможно лишь при контакте с другим нежелательным объектом (выбор из двух зол).
Во всех приведенных выше случаях мы употребили слово «объект», но объектом может быть не только предмет или другая личность, но и деятельность, ситуация, моральная оценка или чувство, которые желательны или, наоборот, неприемлемы для субъекта.
Еще раз подчеркнем, что схемы отражают только первичную (или исходную) структуру проблемы. В дальнейшем, как уже говорилось, проблема развивается и разрастается, порождая многочисленные симптомы, порождая все новые и новые трудности.
Приведем примеры часто встречаемых проблем с точки зрения их структуры.
Структурой первого типа (рис.1а) обладают следующие психологические проблемы:
1) невозможность реализовать мечты или амбиции, вследствие их неадекватности или из-за существования психологической преграды;
2) горе, тяжелая потеря, «несчастная» любовь и т.п.;
3) желание изменить прошлое, исправить то, что исправить нельзя, вернуть «прошлогодний снег»;
4) морально запретные сексуальные, агрессивные и другие желания;
5) желание изменить других людей в том или ином их качестве;
6) идеалистические, фантастические, гипертрофированные желания. И другие…
Структурой второго типа (рис. 1б) обладают психологические проблемы:
1) желание избавиться от нежелательного воздействия среды или других людей, от которого нет возможности избавиться, либо есть психологический запрет на избавление;
2) навязчивые мысли и действия, некоторые фобии;
3) чувство вины за содеянное, суицидальные тенденции, переживания прошлого позора, стыда и т.п.;
4) постстрессовые переживания (в результате нападения, катастрофы, теракта, изнасилования и т.п.);
5) желание избавиться от недостатков в соответствии с нереалистическими принципами или стандартами;
6) зависимости разного типа (эмоциональные, наркотические и т.д.). И другие…
Третья схема (рис. 1в) отражает проблему амбивалентности (то есть одновременного стремления к объекту и его отвержения):
1) любовь к ненавидимому, презираемому или отвратительному объекту;
2) желание достижения цели, успеха и страх перед успехом;
3) благодарность и унижение, восхищение и зависть, радость и горе, удовольствие и страх одновременно и т.д.;
4) желание сделать и не сделать, сказать и не сказать, выразить чувства и скрыть их и т.д.;
5) желание победить противника и страх перед ним;
6) стремление к риску, самоубийству, чему-то морально недопустимому. И другие…
Четвертая схема (рис.1 г) соответствует проблеме выбора.
1) желание иметь два несовместимых объекта одновременно, не потерять ни то, ни другое;
2) выбор одного из двух равно привлекательных объектов;
3) незрелость личности, неумение делать выбор и брать ответственность на себя, страх ошибки, нерешительность;
4) рискованный выбор, предопределяющий судьбу, выигрыш или поражение;
5) бегство от одного объекта к другому и обратно, колебания между надеждой и отчаянием и т.п. И другие…
Пятая схема (рис. 1д) соответствует ситуации отсутствия выбора, когда все варианты плохие. Например, жизненная ситуация настолько невыносима, что хочется от нее сбежать, но если это сделать, то будет хуже.
1) субъект живет с невыносимым для него человеком, например, с домашним тираном, психопатом или преступником, но находится от него в зависимости;
2) социальная дезадаптация, которая ведет к аутизму или образу жизни бомжа и т.п.;
3) моральный выбор между преступлением и гибелью;
4) потеря престижа, разорение, другое событие, приведшее к субъективно невыносимому положению, когда любой «выход» грозит еще большими потерями;
5) выбор между самоубийством и позором, подчинением насилию и смертельным риском, и т.п.;
6) выбор между нелюбимым мужем и любимым человеком, с которым невозможно жить по другим причинам и т.п.
И другие…
Два первых варианта структуры психологических проблем указаны еще в философии буддизма. Как говорил Будда, существуют две причины страданий: когда человек не может получить желаемого, и когда он не может избавиться от нежелательного. Известен и общий рецепт буддизма: не будешь иметь привязанности, не будешь иметь страданий. Можно подумать, что метод ЭОТ направлен на полное освобождение индивида от желаний, но это не так. У каждого человека очень много естественных и нормальных желаний и привязанностей, удовлетворение которых необходимо для здоровой и счастливой жизни. Самый простой пример – потребность в дыхании. У большинства людей эта потребность удовлетворяется легко и просто, не вызывая ни каких трудностей, так что они ее даже не замечают. Однако, в том случае, когда дыхание затруднено из-за простуды или астмы, то каждый начинает понимать, насколько важна эта потребность. Задача состоит, конечно, не в том, чтобы перестать желать дышать свободно, а в том, чтобы избавится от преграды, мешающей свободному дыханию. Эта преграда может быть основана на скрытых или подавленных эмоциях, если высвободить эти эмоции или адекватно преобразовать их, то дыхание само освободится, как неоднократно происходило в наших сеансах (смотрите примеры ниже). Мы стремимся освободить индивида только от тех привязанностей, которые причиняют индивиду страдания, ограничивают его жизнедеятельность и личностный рост. Будда проповедовал срединный путь: «Не натянешь струну – она не зазвучит, а перетянешь – она лопнет».
Еще один пример, поясняющий, как образуются кумулятивные проблемы на основе первичного конфликта. Девушка мечтала создать семью, иметь любимого человека, она считала, что без этого ей жизнь не нужна. Но она была убеждена, что ее никто не полюбит, потому что она некрасива. Это не соответствовало действительности, но она так считала, потому что, когда она родилась, ее отец сказал, что «это толстоногое некрасивое существо нельзя назвать его любимым именем Настя». Девочку назвали другим, вполне красивым женским именем, но эту историю зачем-то ей рассказали. Отец и потом отрицательно высказывался о ее фигуре и никогда не обнимал ее… К этому добавилась одна несчастная любовная история, и она окончательно убедилась, что для нее счастье недостижимо. Отцовское предписание стало для нее абсолютным запретом, препятствующим достижению ее желания.
Принятый ей способ адаптации состоял в борьбе с самой собой. Поскольку смысл жизни для нее исчез, то ее посещали суицидальные мысли. С 10 лет она намеренно подавляла все свои чувства. Для сдерживания чувств он создала мощнейший мышечный панцирь, все тело было напряжено, она сгорбилась, шея ушла в плечи, лоб стал неподвижен как лоб мраморной статуи, выражение лица было мрачно-безнадежным. Она изолировалась от людей, у нее была единственная подруга, и она считала, что все ее ненавидят. Перестала заботиться о своей привлекательности, например, не ухаживала за своими волосами, одеждой и т.д. Она страдала от бессонницы, приступов ненависти к себе. Для снятия внутреннего напряжения она иногда слегка надрезала себе запястья бритвой… При этом отлично училась в вузе, считая себя тупой неудачницей.
Она просила от терапевта, чтобы он помог ей вообще избавиться от ее сексуальных желаний, чтобы жить спокойно. Понятно, что этот запрос был невыполним, она уже дошла до глубокой депрессии, подавляя свои естественные чувства. Поэтому терапевт отказался заключать такой контракт и сосредоточил усилия на том, чтобы дискредитировать отцовские утверждения, которые служили психологической преградой в структуре ее проблемы. Это было нелегко сделать, потому что она его любила. Работа длилась примерно два года, постепенно девушка возвращалась к естественности и женственности, нормализовался сон, перестала резать руки и т.д. Она стала заботится о себе, распрямилась, оказалось, что у нее длинная красивая шея, большие глаза, красивые волосы… Но только после окончательного разочарования в отцовских критериях, депрессия практически прошла… «У меня еще много проблем,- сказал она, – но я помню какой я была 2 года назад. Это просто ужас, я такой больше быть не хочу». Она встретила своего молодого человека и вышла замуж.
Это случай снова иллюстрирует первый вариант структуры проблемы: сильное неисполнимое желание и препятствие на пути его исполнения. Второй вариант предполагает процесс отталкивания или избегания чего-то нежелательного. Как уже говорилось, это может быть просто сильное неприятное воспоминание, то, что хотелось бы забыть, но не получается, навязчивые действия и т.д. Решение может состоять в том, что индивид отпускает болезненные эмоции, связанные с воспоминаниями, например, прощает самого себя. Одна из разновидностей такого рода проблем может быть описана с помощью кольцевой модели В.Франкла.
Эта модель хорошо описывает возникновение некоторых навязчивых состояний и фобий. Борьба пациента с навязчивостями или страхами, только усиливает их. Для работы с такими проблемами В.Франкл предложил метод парадоксальной интенции, который состоит в том, что пациент должен стремиться испытать или сделать именно то, чего он так опасается. Мы также используем этот метод, но он годится не для всех случаев (см. ниже).
Остальные три варианта образования психологических проблем основаны на противоречии между желаниями пациента. В подобных случаях терапевт работает против тех эмоций, которые блокируют успехи и нормальные потребности личности. Может быть за этими мотивационными конфликтами лежат более глубокие проблемы, например, проблема недостаточной зрелости личности, из-за чего клиент не способен принять на себя ответственность за собственные желания и свой выбор. Эмоционально-образная терапия позволяет клиенту через образы своих выборов проиграть и пережить все варианты, все последствия, лучше осознать свои желания и принять на себя ответственность за риск и принятие решения, а может быть посмотреть на всю ситуацию со стороны и найти совсем неожиданный выход.
Почему все эти модели важны для метода эмоционально-образной терапии? Потому что они позволяют целенаправленно искать исходный конфликт, используя для этого образы, выражающие проблемное эмоциональное состояние. Потому что эти модели подсказывают, как можно устранить исходный конфликт,