Описание интересных случаев

Горшкова Мария Алексеевна (психолог, г. Москва)

Почему не получается окончательно выздороветь?

«Я постоянно болею. Наверное, психосоматика. Одно проходит – начинает болеть другое. Всех врачей прошла по многу раз. Муж меня очень поддерживает. Но я так устала… Уже не верю, что когда-нибудь это закончится».

Моей клиентке Саше 30 лет (имя изменено, разрешение на публикацию получено). Я прошу её описать, как выглядит та её часть, которая болеет.

Это прекрасная принцесса в голубом платье, которая лежит на больничной кровати. Она грустит, потому что слишком слабая и разочаровывает родителей. Я спрашиваю, сколько лет принцессе. Саша, не задумываясь, отвечает: “Шесть”.

Девочка пошла в школу в неполные шесть лет и была самой маленькой в классе – и по возрасту, и по росту. Первый класс вспоминает с ужасом. Говорит, что много раз жаловалась родителям, как ей трудно, но они отвечали, что она всегда должна быть сильной и не жаловаться.

В конце первого класса Саша заболела тяжелейшей ангиной с осложнениями на сердце и попала в больницу. Она вспоминает, что мама очень испугалась, взяла отпуск и проводила целые дни в больнице. Кормила её с ложечки, держала за руку и читала интересные книжки. Саша говорит, что чувствовала себя принцессой, хоть ей и было стыдно перед родителями за свою слабость.

Получается, что здоровая девочка была как будто менее важна родителям, чем больная. Здоровая Саша должна была всё время быть сильной, а больная могла побыть слабой, получать заботу, теплоту и поддержку – то, что так необходимо каждому ребёнку. Болезнь стала для неё единственным способом побыть слабой на законных основаниях.

Наряду с этим очевиден внутренний конфликт: ни больную, ни здоровую свою часть Саша не может принять полностью. Больная часть слабая, в то время как главная родительская установка гласит: “Ты всегда должна быть сильной!”, а здоровая – одинокая и грустная, потому что не получает достаточно любви и внимания.

Наш Внутренний родитель – чаще всего проекция наших настоящих родителей и транслирует их установки. Основная задача здесь – изменение образа Внутреннего родителя, отказ от деструктивных установок (что, как правило, и является одной из главных задач психотерапии), чтобы девушка смогла разрешить себе получать любовь и поддержку и будучи здоровой, позволила себе иногда побыть слабой, не болея, а главное – научилась давать себе собственную поддержку – самую надёжную из всех существующих.

Я предлагаю Саше сказать своей слабой, больной части от имени своего Внутреннего родителя: «Я разрешаю тебе быть здоровой и при этом получать любовь и поддержку, потому что человек имеет на это право, независимо от того, здоров он или болен. Я сама отныне буду любить тебя и заботиться о тебе! Ты можешь быть и сильной, и слабой – какой захочешь». Саша говорит, что после этих слов принцесса вскакивает с кровати и начинает кружиться в танце.

Теперь я прошу Сашу представить её здоровую часть. Это печальная замёрзшая девочка под дождём. Спрашиваю, что она чувствует. Саша отвечает: ей одиноко, потому что она никому не нужна.

Так же от имени Внутреннего родителя мы обещаем любить её, поддерживать и заботиться о ней. Девочка сначала как будто не верит, и тогда я прошу Сашу представить, как она берёт её на руки, крепко обнимает, гладит по голове. Спрашиваю, что меняется в картине. Саша отвечает, что девочка начинает радостно смеяться, а с неба ярко светит солнышко. На языке бессознательного солнце – символ родительской любви. Значит, Внутренний ребёнок может получать любовь от самой Саши.

 

Страх замужества

В случае, когда выявление глубинных психологических проблем клиента затруднено из-за того, что они вытеснены в область бессознательного, можно использовать замечательное упражнение, которое часто применяется немецкими психотерапевтами, а в русскоязычной литературе было впервые описано создателем эмоционально-образной терапии Н.Д. Линде.

Покажу механизм его действия на примере работы с клиенткой Вероникой 30 лет (имя изменено, разрешение на публикацию получено), обратившейся за помощью в связи с сильным необъяснимым страхом за своё здоровье, который она начинает испытывать, когда речь заходит о совместной жизни с мужчиной. Из-за этого она уже дважды вынуждена была расставаться с возлюбленными. Вероника не могла вспомнить каких-либо значимых травматических ситуаций из прошлого, которые могли стать первоисточником этого страха. Отношения в родительской семье описывает как «нормальные, ровные».

Я прошу клиентку закрыть глаза и представить себя на берегу моря, мысленно подойти к кромке воды, постепенно зайти в воду и погрузиться полностью. При желании можно воспользоваться воображаемым оборудованием: аквалангом, фонариком, тросом и т.д. Нужно погрузиться на ту глубину, на которой будет комфортно. Предупреждаю, что все предметы, растения, рыб, животных, которые она увидит по дороге, нужно будет запомнить и потом рассказать о них. Всё, что захочется исследовать в воде, можно исследовать самостоятельно, запоминая свои эмоции, которые возникали при этом.

Путешествие занимает примерно пять-семь минут. За одну минуту до конца предупреждаю, что путешествие пора заканчивать. Выходить из упражнения лучше плавно и назад возвращаться тем же путём, которым человек вошёл в воду. С берега нужно мысленно вернуться назад в помещение, глубоко вздохнуть, потянуться руками над головой, с выдохом опустить руки и открыть глаза.

Образ моря – это мир бессознательного. Во время такого путешествия можно встретить много вытесненных из сознания проблем, которые, однако, оказывают огромное влияние на нынешнюю жизнь и психологическое состояние человека. Эти проблемы будут символизироваться теми или иными образами.

Например, наиболее часто встречаются следующие образы: акула (опасная женщина, часто это мать, проявляющая агрессию), кит (отец), подводный царь (отец) осьминог (властный мужчина или отец), маленькие рыбки (дети), подводный замок (родительская семья), сундук с драгоценностями (забытые ресурсы и чувства, часто – жемчужные ожерелья – символы женственности), дельфин (мужчина-друг), раковина (женщина), русалка (девочка-подросток), водоросли (трудности, препятствия), амфора (женственность), жемчужина (яйцеклетка), якорь (фаллический символ), черепаха (ползающий ребёнок), темнота (область, где скрыто то, что человек не хочет видеть, его страхи), затонувший корабль (неосуществлённая мечта, проект).

Вероника не сразу решилась погрузиться в воду, что говорит о её опасении узнать что-то о себе, а потом, резко погрузившись, первое, что увидела, был огромный осьминог, который подбрасывал щупальцами красивую раковину, а потом разломал её пополам, вытащил из неё жемчужину, рассмотрел её и отбросил прочь. А потом и разломанную раковину отшвырнул в сторону. Вероника рассказала, что, наблюдая эту сцену, испытывала сильный страх, ей хотелось спрятаться.

Когда мы анализировали образы, девушка вспомнила, что, когда она училась приблизительно во втором классе, отец (осьминог) настоял на том, чтобы мать (раковина) сделала аборт (жемчужина, которую осьминог вытаскивает из раковины), он прошёл неудачно, и здоровье мамы было значительно подорвано (разломанная раковина). Разговоры тогда, видимо, велись и при ребёнке, и, хотя девочка полностью вытеснила свои воспоминания, появился страх  за свою жизнь и здоровье при возникновении перспективы совместной жизни с мужчиной и брака.

Когда причина страха, так долго мучившего её, была найдена, Вероника сказала, что боится уже значительно меньше, но попросила во время следующей встречи поработать с «остатками страха». Однако через несколько дней девушка позвонила и радостно сообщила, что страх прошёл полностью.

 

Внутренний конфликт с сексуальностью

Многие внутренние конфликты человека бывают обусловлены его скрытым конфликтом со своей сексуальностью, предпосылки для которого могли появиться на любой из фаз развития либидо. А поскольку тема сексуальности требует бережного и чуткого отношения, и мало кто из клиентов может открыто и раскованно говорить об этой сфере жизни, для диагностики очень эффективно применять методы символдрамы и эмоционально-образной терапии.

Эти методы позволяют работать напрямую с бессознательной частью психики, что даёт возможность выявить даже самые глубинные конфликты, а также помочь клиентам, испытывающим трудности в описании своих эмоций и переживаний.

При работе с мужчинами эффективным является метод символдрамы «Куст розы», предложенный Х. Лёйнером.

Клиенту предлагается представить розовый куст на краю луга, а затем сорвать с него цветок. Важно то, как выглядят весь куст, какого он цвета и размера, одинаковые на нём цветы или разные, а также эмоциональное состояние клиента в тот момент, когда ему предлагается сорвать цветок; страх уколоться или самому причинить вред цветку.

Перед работой необходимо провести любое подходящее для клиента упражнение на релаксацию. Затем просим клиента представить луг и дать его общее описание, детали, а также по возможности описать возникшие в этот момент чувства и дать субъективные оценки образа в целом («плохой» или «хороший», нравится или нет, и почему). Образ луга – орально-материнский символ, который отражает связь с матерью, то, как проходил первый год жизни, и одновременно характеризует нынешнее психологическое состояние, фон настроения (например, сочная трава и яркие цветы под полуденным летним солнцем).

Приблизительно через три минуты клиенту предлагается оглядеться вокруг и посмотреть, есть ли на лугу куст розы. Обычно он представляется на краю луга. Предлагается подробно описать куст (понятийная фаза развития либидо). Затем – выбрать один из цветков, который нравится ему больше всего. Необходимо обрисовать все подробности цветка (цвет, размер, форму, насколько раскрыта чашечка).

Цвет розы является отражением степени сексуальной зрелости. Красный, жёлтый и оранжевый символизируют зрелую сексуальность. Розовый – инфантильность, желание оставаться ребёнком. Жёлтые розы чаще всего связаны с ревностью, оранжевые говорят о силе и неординарности личности и возможном подавлении окружающих, белые розы – о целомудренности, склонности к идеализации.

Стебель – это стержень личности, опора, фаллическое начало. Листья – жизненная сила. Шипы – опасности, которые для человека сопряжены с реализацией страсти. Бутоны символизируют незрелость, неготовность к физической близости.

Следующий этап – прикосновение к розе и вдыхание её аромата (исследование эротической фазы развития либидо). Клиент рассказывает о своих чувствах и ощущениях.

Далее клиенту предлагается сорвать или срезать цветок (сексуальная фаза развития либидо). Нередко человеку особенно трудно бывает это сделать. Иногда из жалости к розе, которой будет больно (фиксация на платонической фазе развития либидо, когда физическая близость рассматривается как нечто грязное). Кто-то боится уколоться шипами (страх перед сексуальной близостью, который необходимо исследовать).

Одной из возможный преград, мешающих сорвать розу, является эдипальная зависимость от матери. Тогда роза тут же исчезает или сгорает, потому что бессознательно включается запрет на инцест. Чаще всего в таком случае роза целомудренно белая. Обычно таким мужчинам нравятся женщины, похожие на мать, в отношении которых они не позволяют себе никаких сексуальных действий.

Далее клиенту необходимо представить, что он относит розу домой и ставит в воду. Важно спросить, на видном ли месте будет стоять роза, в одной ли с ним комнате, будет ли он подрезать её стебли, добавлять в воду что-то, что позволит ей дольше не увядать.

Забота о розе символизирует способность создавать и поддерживать зрелые отношения. Если роза берётся с корнями, это свидетельствует о том, что мужчина готов принять женщину со всеми её привычками и проявлять заботу не только о ней, но и о её родных. Если перед тем как поставить розу в воду, мужчина стремится обрезать стебель, обжечь на огне или ещё каким-то образом видоизменить, это свидетельствует о его стремлении менять женщину, возможно, навязывать ей свои взгляды.

При работе с женщинами наиболее эффективно использовать методику, созданную Н.Д. Линде, основателем эмоционально-образной терапии.

После упражнения на релаксацию клиентке предлагается представить, что её тело – от ступней до макушки – наполняется цветами. Как правило, в случае, если существует конфликт с сексуальностью, область нижней части живота заполнить не получается. Тогда необходимо выяснить, что мешает. Это может быть камень (на языке образов бессознательного – сильная обида, связанная с проявлением сексуальности), грязь (отрицаемые или избегаемые чувства, часто – стыд сексуальности), темнота (потаённый страх, в данном случае связанный со своей сексуальностью).

Например, у моей клиентки Виолетты (имя изменено, описывается с её разрешения) в нижней части живота представлялся огромный ком грязи. На вопрос, откуда он взялся, Виолетта, не задумываясь, ответила: «Мама дала». Оказывается, когда в 7 лет она произнесла дома несколько бранных слов, услышанных в школе, её мать резко сказала: «Это гадкие слова, они означают самые грязные места человеческого тела, о которых нельзя даже говорить вслух».

Подобная ситуация повторялась ещё несколько раз в различных вариациях, вследствие чего сексуальность и все её проявления стали для Виолетты ужасно постыдными, и она ненавидела себя за них, однако эти переживания были в значительной мере вытеснены.

«Грязь» в данном случае – результат отторжения чувств, которые необходимы человеку и на самом деле являются привлекательными для него, но из-за родительских запретов или других причин он их боится и отказывается от них.

 

Раков Алексей Алексеевич (психолог, г. Москва)

Боль в сердце на фоне измены (кризисный телефонный звонок)

Принят звонок от женщины 35 лет, которая проживает с мужем на его жилой площади в другой стране. У клиентки детей нет. Клиентка занимается трудовой деятельностью. За два года совместной жизни клиентка знает про несколько измен мужа в разное время. Раньше как-то получалось справляться с переживаниями по поводу измен супруга, сейчас «нет сил». Клиентка чувствует себя эмоционально истощенной после того, как днем раньше узнала про очередную измену мужа, говорит тихим голосом, прошедшую ночь не спала, аппетит снижен. Клиентку беспокоят сильные боли в районе сердца, а к врачу сейчас обратиться нет возможности.

Для экстренного обезболивания применялась техника работы с образом «запаха боли». Клиентка представила образ боли в сердце в виде «черной массы с колючками» размером с кулак. Клиентке было предложено «поместить» образ боли на ладонь руки и, созерцая его, почувствовать запах этой массы. Сначала клиентка почувствовала отвратительный запах. Клиентке было предложено только обонять появившийся запах, «не впуская» образ запаха «в тело». Параллельно клиентка наблюдала за «черной массой», которая трансформировалась сначала во «что-то белое бесформенное» (запах стал менее неприятным, не таким резким), потом это стало «снегом» (с соответствующим морозным запахом). Через некоторое время снег растаял, и клиентке захотелось «выпить» эту талую воду с запахом свежести и чистоты. Что она и сделала в воображении, удивившись, что ее сердечная боль прошла за несколько минут.

Женщина успокоилась и сама проговаривала варианты выхода из кризисной ситуации, в которой она оказалась. На прощанье ей рекомендовано в случае возникновения сердечных болей обратиться к врачу.